Импрессионизм Белого моря

18/02/2016

Импрессионизм Белого моря

Хибины. Фото Самата Гильметдинова. Предоставлено устроителями выставки

 

 
  •  
  •  
  •  

Открывается выставка фотохудожника Самата Гильметдинова «Русский север. Четыре сезона»

 

С 18 февраля по 8 мая в Галерее классической фотографии проходит персональная выставка одного из самых самобытных российских мастеров пейзажа Самата Гильметдинова «Русский Север: четыре сезона». Более полусотни снимков сделаны на протяжении десяти лет на Белом море и отпечатаны методом прямого аналогового копирования со слайдовых пленок. Это дает уникальную насыщенность цвета, сохраняя его полную естественность, благодаря чему работы Гильметдинова сравнивают с картинами импрессионистов.

Съемки проходили на мысе Картеш, полуострове Медвежий, необитаемых островах Черемшиха и Соностров, мысе Турий рог, реке Умба, на Кольском полуострове. Фотографии сняты большими форматными камерами на пленку 13х18 см без использования фильтров, усиливающих цвет. Каждая из них — самостоятельное художественное произведение, при создании которого кисти и краски автору заменили технические инструменты — ручная печать с пленок на особых фотоматериалах.

Эта редкая в сегодняшний цифровой век аналоговая технология была разработана в начале 1960-х годов и использовалась для печати космических фотографий NASA. Ни один печатный материал за 180 лет существования фотографии не может сравниться с качеством передачи изображения на отпечатках, выполненных в этой технике. Она позволяет получить близкие к абсолютным белый и черный цвета. Насыщенность и контрастность палитры снимков наиболее близка природным цветам. Сроки хранения отпечатков, их стойкость к солнечным лучам по выводам специалистов превышает свойства других современных материалов во много раз.

Изображая в своих фотографиях красоту и неповторимость Русского Севера, фотограф хочет призвать людей беречь и сохранять первозданность дикой природы Белого моря, оставить потомкам эти очаровательные виды, растительный и животный мир такими, какими они были тысячи лет назад.

Вот что рассказал Самат Гильметдинов «Труду»:

– Все снимки сделаны в северной части России в разное время года. Впервые попав за Полярный круг, я вышел в открытое море на рыбацком баркасе. Чем больше снимал, тем больше открывалось красивых мест, которые хотелось запечатлеть. Последний мой маршрут: Москва – Великий Новгород – Петрозаводск – древний населенный пункт Кереть (старое поморское село XV века), где никто не живет. А вокруг – дивные леса c ковром северной ягоды, журчанием тихих родников, ароматом некошеных лугов. Все это очень вдохновляет. Меня поразило, что вся природа – в первозданном виде. Богат и разнообразен животный мир. Глухаря я там увидел – впервые на севере. В воде – тюлени, нерпы. Видел медведя в нескольких шагах от себя. Снимал только на пленку, а не на цифровую матрицу. По моему убеждению, пейзажи лучше показывать в натуральном виде, не прибегая ни к каким манипуляциям и фотошопу.

Самат прокомментировал некоторые свои работы.

– «Небо над островом Большой Андроник»: тихий вечерний закат, сгущение облаков, вот-вот должен пойти ливень. Угасающий вечер, который показывает форму причудливых очертания скал.

«Отлив»: когда море уходит (а на Белом море высота отливов достигает двух с половиной метров), обнажается подводный мир, который до этого человек не видел. Я снимал осенью, на острове Олень.

«Муравейник»: мне хотелось показать жизнь муравьиного домика в лесу. Муравьи выбирают темные места, чтобы их не обнаружили. Когда я увидел муравейник, появился луч солнца, и мне удалось сделать кадр.