«РУССКИЙ СЕВЕР: ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА» – ВЫСТАВКА САМАТА ГИЛЬМЕТДИНОВА

24/05/2016

«РУССКИЙ СЕВЕР: ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА» – ВЫСТАВКА САМАТА ГИЛЬМЕТДИНОВА

«Негатив – это только ноты. Их музыкальное исполнение – это печать»

Ансел Адамс

«Русский север: четыре сезона» – уникальная выставка Самата Гильметдинова. Как сохранить первозданный вид фотографии и почему следует использовать технологию Cibachrom – читайте далее.

Принципиальная позиция Самата Гильметдинова – передать людям без фальши и цифрового «обмана» то, что он увидел на самом деле, как выглядела сцена пейзажа в момент съёмки. А это значит, зритель может доверять снимку, и значит – доверять автору.

 

Следует пояснить, что такое Cibachrom (Сибахром – прим. автора) – это ручной оптический способ печати (метод прямой аналоговой печати) без цифровой обработки снимков. Это означает, что во время создания конечной фотографии автор вообще не пользуется компьютером.

Долгое время фотографии, выполненные на материалах Cibachrom, оставались для зрителей России неизвестными. В 2010 году Самат Гильметдинов связался с американским фотографомКристофером Беркеттом, и тот согласился преподавать ему мастер-классы по печати Cibachrom.Беркетт потратил на изучение и практическую печать по этому процессу более 30 лет, и на сегодня считается выдающимся специалистом по художественным отпечаткам на этих материалах.

«Принципиальная позиция Самата Гильметдинова – передать людям без фальши и цифрового «обмана» то, что он увидел на самом деле»

Самат говорит, что весь процесс фототворчества заключается не только в том, чтобы найти сцену, удачно поймать свет, технически грамотно использовать фотоаппаратуру – это только половина дела. Далее увиденную композицию необходимо показать зрителю – качественно, эмоционально, красиво и правдиво, как это было в момент съёмки, показать само естество первозданной природы. Ведь только через зрительное восприятие отпечатка – художественного полотна – человек может оценить подлинное мастерство фотохудожника.

Для съёмки пейзажа фотограф использует камеру 13×18 см. Раньше это был металлический Лингоф, сейчас – деревянная Ebony, а для съёмок, где требуется особенная изысканность – камеру ещё большего формата 16×21 см. Съёмка на форматную камеру с пленкой, близкой к формату А5 и ещё больше, даёт колоссальное преимущество в получении качественных снимков с потрясающей тональной передачей и насыщенностью цветов. По словам Самата, среди фотографов стало трудно найти единомышленников, с кем можно было бы поговорить о тональном различии снимков, сенситометрии, процессах проявления пленки и печати, потому что современный процесс фотосъемки не требует больших знаний, а «умная» цифровая камера многое решает сама. Но его вдохновляет то, что он накопил огромный багаж знаний в теории фото и фотографических процессах, и это позволяет осмысленно и вдумчиво подходить к выбору композиции сюжета и получению качественного отпечатка.

Cibachrom отличает высочайшее среди фотоматериалов качество изображения – глубина цвета, широкий тональный диапазон при передаче свето-воздушной среды, контурная резкость. Кроме того, отпечатки имеют самый долгий из всех материалов срок хранения – оттенки цветов много десятилетий остаются без изменений!

«Современный процесс фотосъемки не требует больших знаний, а «умная» цифровая камера многое решает сама»

Сегодня печать Cibachrom успешно освоена, к примеру, в лаборатории Галереи Классической Фотографии, и её результаты действительно профессиональны. При использовании этого метода в основном необходима общая фотографическая подготовка – знание базовых принципов фотопечати, сенсетометрии, теории цвета, законов распространения света. Метод печати Cibachrom – не для ленивых, не для того, кто ожидает сиюминутный успех. Но если фотограф ставит целью получить великолепные отпечатки, позволяющие выразить художественную идею, без этого этапа – когда в темной лаборатории необходимо проводить десятки часов каждый месяц – не обойтись.