Искусство индустрии

15/11/2020

Съёмка объектов промышленной инфраструктуры занимает важное место в области современного фотоискусства. Среди международных лидеров современного художественного творчества, которые в той или иной степени уделяли внимание съёмке индустриальных комплексов, следует выделить прежде всего представителей так называемой дюссельдорфской школы фотографии, а также последователей этого подхода. Основатели дюссельдорфского направления в фотографии, супруги Бехеры, сформировали собственный творческий метод типологий на основании съёмки немецких промышленных сооружений. Соответствующее объекты предназначались под снос, но, теряя свою утилитарную функцию, обретали ценность в эстетической плоскости, становясь объектами визуального любования. Ученики Бехеров, такие, как А. Гурский и Т. Руфф, даже став самодостаточными звёздами современного искусства, продолжали развивать подход своих творческих наставников. Работы Гурского, многие из которых преодолели на международном арт-рынке ценовой рубеж в несколько миллионов долларов, раскрывают различные аспекты проблемы глобализации, акцентируя внимание на сочетании регулярного орнамента промышленных объектов с многообразием цветовых решений. Произведения Т. Руффа, одного из наиболее последовательных художников-концептуалистов современности, углубляются в сторону изучения проблем личностной идентичности в современном постиндустриальном мире, где человек и создаваемые им объекты теряют уникальность в пользу принадлежности к общему социально-экономическому культурному пространству. Среди близких дюссельдорфской школе мастеров особенно выделяется канадец Э. Буртынски, чей проект "Нефть" во многом построенный на съёмке нефтедобывающих комплексов, раскрывает тему влияния нефтегазовой отрасли на современную культуру потребления, менталитет, транспортную инфраструктуру и экологию. Даже, казалось бы, далёкие от индустриальной тематики авторы так или иначе обращались к съемке индустриальных форм. К примеру, признанный лидер современной монохромной фотографии Х. Сугимото обратил своё внимание на съёмку механизмов, в которых разглядел красоту регулярных сочетаний плоскостей света и тени.

В отечественном искусстве тема роли промышленных объектов активно развивалась еще с 1920-х гг., когда свои шедевры создавали будущие классики советского конструктивизма Л. Лисицкий, А. Родченко, Б. Игнатович и другие. Однако в силу значительного крена в сторону политического содержания, а также из-за неблагоприятной социально-экономической обстановки времен перестройки, международные художественные тенденции в сфере промышленной съёмки ещё не были должным образом раскрыты на примерах отечественных индустриальных комплексов. Несмотря на то, что в целом отмеченная ситуация отбрасывает нелицеприятную тень на отечественную художественную среду, эти явные упущения предоставляют шанс художникам нового поколения раскрыть те творческие аспекты съемки, которые были упущены их старшими коллегами. Принимая во внимание, что интерес к России на мировой арене резко возрос, во многом благодаря и вопреки внешнеполитическому, финансовому и спортивному противостоянию США и западноевропейским странам, роль отечественных современных проектов в искусстве, в особенности в фотографии, принимает совершенно новый оборот. Среди мастеров новой художественной
перспективы России следует выделить работы А. Василькова, который сочетает интерес к монохромной съемке и крупным планам Х. Сугимото с пространственной съёмкой в контексте постструктуралистского видения, близкого мастерам дюссельдорфской школы. Благодаря этому концептуальному симбиозу, произведения Василькова преодолевают останавливающий многих рубеж внешне привлекательной, но исключительно декоративной интерьерной съемки, и углубляются в сторону раскрытия значимых проблем современного наследия отечественной индустрии.

Артем Логинов, историк и коллекционер фотографии.

|