Объективы большого формата - Оптика Роденсток
Rodenstock представляет второго по счету европейского производителя объективов большого формата из четырех «мировых китов», о которых я говорил в прошлой статье. Немецкая фирма завоевала репутацию не только среди рядовых фотографов, но и среди многих производителей крупноформатных камер, комплектующих свою технику объективами Rodenstock. Например, не думайте, что Sinar самостоятельно изготовляет объективы под маркой Sinaron. Большей частью это всего лишь отобранная и протестированная оптика Rodenstock.
Пять серий объективов доказывают сегодня всему миру качество немецкой оптики: это Apo-Grandagon, Grandagon-N, Apo-Sironar-N, Apo-Sironar-S, Apo-Macro-Sironar. Apo-Grandagon и Grandagon-N – широкоугольные объективы, Apo-Sironar-N и Apo-Sironar-S – универсальные стандартные, а Apo-Macro-Sironar, конечно же, для макросъемки. Кроме этих серий Rodenstock производит еще несколько, но менее распространенных. Это широкоугольные объективы старых линеек и оптика с сетчатыми диафрагмами. С другой стороны, 19 объективов Rodenstock, о которых говорится в этой статье, закрывают большинство потребностей профессиональной фотографии. В названиях четырех серий присутствует приставка «Аро» обозначающая апохроматическую конструкцию. В этих объективах вы не должны заметить раздражающей цветной каймы даже на очень контрастных переходах. Хроматическая аберрация по заявлениям производителя корректируется по трем (а не по двум) цветам.
У Rodenstock есть «лиловая серия» для цифровых приставок, но в этой статье речь идет только об объективах для пленки. Они могут использоваться и с цифровыми задниками, особенно сканирующими, но, когда уже есть специализированная оптика, результат оказывается несколько хуже.
Apo-Grandagon
Серия сверхширокоугольных объективов Apo-Grandagon удивляет своими фокусными расстояниями и максимальными диафрагмами: 35/4.5, 45/4.5, 55/4.5. Цифры характерны скорее для 35-мм или среднеформатной оптики. Но ларчик открывается просто – эти объективы предназначены для рольфильма с размером кадра до 6х9 (35/4.5) и до 6х12 (45/4.5 и 55/4.5). 55/4.5 закрывает и «4х5», но чуть-чуть. Серия Apo-Grandagon - логичный выбор для широкоугольной фотографии в среднем формате с применением подвижек.
В отличие от, скажем, объективов 45/4.0 и 55/4.0 мм для 6х7 (Pentax 67), Apo-Grandagon 45/4.5 и 55/4.5 намного привлекательней для архитектурных работ, так как имеют запас поля изображения. Однако есть минус – необходимость применения центрального фильтра. К слову, углы кадра с обычными среднеформатными объективами тоже экспонируются хуже, и это иногда заметно, хотя и не критично. В случае трех объективов Apo-Grandagon, разница между центром и краем поля составляет две с половиной ступени, которые проигнорировать не получится. Не выйдет и отказаться от центрального фильтра под предлогом небольших подвижек: даже в рамках кадра 6х9 изменения будут заметными, а с учетом небольшого круга изображения ничтожная подвижка будет усугублять неравномерность кадра.
Объективы очень легкие и компактные. Они могут с успехом применяться с ручными шифт-камерами, но необходимы и при использовании пленочного адаптера с крупноформатными фотоаппаратами. Восемь линз в четырех группах, небольшой диаметр резьбы под фильтр и возможность установки объектива в фокусирующей оправке (для камер без меха) – отличительные черты конструкции Apo-Grandagon.
Rodenstock маркирует собственные объективы цветными ободками на передней группе линз. Широкому углу соответствует зеленый цвет, универсальным объективам – красный и серый, макро – оранжевый.
Grandagon-N
Серия Grandagon-N предназначена для тех, кто не хочет ограничиваться рольфильмом и готов тратиться на листовую пленку. Четыре объектива: 65/4.5, 75/4.5, 90/4.5 и 90/6.8. Как и другие производители, Rodenstock выпускает две версии объектива с популярным фокусным расстоянием 90 мм. Нужно признать, что 90/4.5 великолепен для фокусирования в темных интерьерах, а 90/6.8 совсем неплох для пейзажей. Уменьшив светосилу, Rodenstock добился заметного снижения массы объектива. 90/6.8 имеет конструкцию, отличающуюся от остальной оптики серии Grandagon-N: здесь шесть элементов в четырех группах.
Rodenstock Grandagon-N 90/4.5 и Rodenstock Apo-Sironar-S 360/6.8
65/4.5 все же имеет слишком небольшой круг изображения для полноценной работы с форматом «4х5». Он еще сгодится на 9х12 см, но всего 10% относительных подвижек для «4х5» - это меньше возможностей обычного шифт-объектива для среднего формата. Поэтому 75/4.5 выглядит предпочтительней. Нужно помнить, что указанный в таблице круг изображения выполняется только на диафрагме f/22, а с увеличением апертуры он уменьшается. То есть при f/8 и, тем более, f/4.5, подвижки значительно меньше. Объектив 90/4.5 хорош и для «5х7», чего не скажешь о 90/6.8, который лучше не использовать с форматами более «4х5».
Принято считать, что объективы большого формата особенно симметричных конструкций избавлены от дисторсии. Это, как всегда, некоторое приближение. Дисторсия все равно присутствует, но не больше 1%, что заметно на очень больших увеличениях и то, тогда, когда на границе кадра есть заведомо ровные параллельные объекты. Например, у серии Apo-Grandagon дисторсия не превышает 0.5%, что является очень высоким показателем, особенно по сравнению со светосильными зумами для 35-мм, где 6% встречается не так уж и редко. Очевидно, что в объективах большого формата с короткими фокусными расстояниями дисторсия больше, чем в универсальных. Это еще одна причина такого широкого использования стандартной оптики, которая нередко дешевле.
Примечательно, что, несмотря на большую светосилу, к объективам серии Grandagon-N подходят фильтры общепринятых и доступных размеров. Опять же, масса совсем не велика, а преимущественное использование затворов №0 разрешает выдержки до 1/500 с. Как и у всех широкоугольных объективов, назначение серии Grandagon-N редко выходит за пределы архитектуры и пейзажа.
Apo-Sironar-N и Apo-Sironar-S
Я не зря объединил эти две серии стандартных объективов: они очень похожи. Хотя есть различия, из-за которых линейка Sironar-N признается менее профессиональной, чем Sironar-S. Надо заметить, что в большом формате понятия «бюджетные объективы» не существует. Все объективы сделаны для профессионального использования, служат десятилетиями и поэтому Sironar-N, на самом деле так же хорош, как и Sironar-S, если его характеристики вас устраивают.
Серия Apo-Sironar-N состоит всего из двух объективов 150/5.6 и 210/5.6 (На самом деле их значительно больше: вплоть до 480/8.4, но это «уходящая» линейка, которую призвана заменить оптика Sironar-S). Первый из них рекомендуется для формата «4Х5», а второй – для «5х7». Apo-Sironar-S содержит уже восемь фокусных расстояний: 100, 135, 150, 180, 210, 240, 300, 360. Все объективы с диафрагмой 5.6, кроме 360/6.8. Как видно, серия Sironar-N совсем небольшая и претендует на звание стандартных объективов для форматов «4х5» и «5х7», в отличие от Sironar-S, предоставляющей универсальную оптику для всех форматов от 6х9 см до «8х10».
В чем же разница между Sironar-N и Sironar-S? Этот вопрос особенно актуален с учетом цен, которые более лояльны у серии Sironar-N. Отличие – разные углы зрения (72 у Sironar-N против 75 у Sironar-S). Небольшое изменение влечет разные диаметры кругов изображения, которые больше и удобней у Sironar-S. Однако, разница не очень велика, возможно, она меньше, чем в цене. Кроме того, в объективах Sironar-S используются линзы из стекла с пониженной дисперсией (ED).
Отличительными чертами Apo-Sironar-N и Apo-Sironar-S является небольшая масса и удобные диаметры фильтров (кроме 300/5.6 и 360/6.8). Удивительно, но эти объективы часто легче зумов для 35-мм зеркальных камер, да и меньше по размерам. Качество изображения, как и у всех стандартных объективов большого формата - «лучше не бывает».
Apo-Sironar-N и Apo-Sironar-S – «рабочие лошадки» крупноформатного фотографа, но Sironar-N все же понижен в статусе. Дополнительное подтверждение – серый ободок вместо красного у Sironar-S.
Apo-Macro-Sironar
Apo-Macro-Sironar – серия макрообъективов. Всего два представителя: 120/5.6 и 180/5.6. Как в случае с большинством макрообъективов, величина круга изображения очень сильно зависит от масштаба, при котором они применяются. Если мы будем ориентироваться на масштаб 1:1, то 120/5.6 предназначен для «4х5», а также для «5х7» без особых подвижек. 180/5.6 ориентирован на большие форматы: «5х7» и «8х10». Вся серия оптики разработана для получения наилучшего качества изображения в диапазоне масштабов от 1:5 до 2:1. В этих границах Apo-Macro-Sironar – лучший выбор.
Rodenstock Apo-Macro-Sironar 120/5.6
Когда вы оцениваете круг изображения для макрообъектива, то подумайте, в каких масштабах будет большинство съемок. Если вы ориентируетесь на сверхувеличения вроде 3:1, то имейте ввиду, что этот масштаб потребует растяжения меха приблизительно 360 мм для 120/5.6 и 540 мм для 180/5.6. В крупноформатной фотографии область применения макрообъективов расширяется, так как при масштабе 1:5 и формате «4х5», предмет размером 60 см как раз займет лист пленки по высоте. То есть очень многие сюжеты особенно связанные с рекламой продуктов питания, электронных устройств и косметики, попадают в сферу макрообъективов.
Пять серий объективов Rodenstock обеспечат вас отличными картинками. Многие фотографы считают, что оптика Rodenstock резче других производителей. Спорный вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ годный для всех фокусных расстояний и аналогичных линеек. Предпочтения известных марок крупноформатных фотоаппаратов, тоже ничего не значат, тем более, что и здесь нет засилия Rodenstock.
Сравнить объективы Rodenstock вы можете в сводной таблице основных технических характеристик.
Основные характеристики объективов Rodenstock
для пленочных крупноформатных камер
Примечания к таблице: Размер подвижек для каждого формата указан в вертикальном (первый столбец) и горизонтальном (второй столбец) направлениях. Величины подвижек названы для «горизонтальной» ориентации кадра. Чтобы получить размеры подвижек для «портретного» сюжета, поменяйте местами величины для вертикального и горизонтального смещений. «?» - означает, что характеристика неизвестна (в скобках дается предположение). Прочерк – нет такой характеристики. Пустая клетка – подвижек для этих форматов не существует. Для макрообъективов величина подвижек дана для масштаба 1:1.
Ярослав Амелин. Все фотографии автора
| Ярослав Амелин