17.06.–14.08.2011. МОСКВА. ВЫСТАВКА КРИСТОФЕРА БЕРКЕТТА
Персональная выставка Кристофера Беркетта/Christopher Burkett, признанного мэтра американской пейзажной фотографии, пройдет в Москве с 17 июня по 14 августа 2011 года в Галерее классической фотографии.
Более 25 лет Кристофер Беркетт снимает насыщенные, полные жизни и живописи пейзажи, делая это с ясностью и великолепием, тем самым заслужив имя одного из лучших фотографов современности, работающих в жанре цветной фотографии. Фотографии Беркетта выполнены в редкой для сегодняшнего времени технике прямой проекционной печати с диапозитивных пленок на специальную фотобумагу сibachrome. Отпечатки отличаются не только внушительными размерами (100х150 см), но и характерным цветовым контрастом. Зрители, потрясенные красотой этих изображений, нередко отказываются поверить, что перед ними фотографии. Но это именно так, и это — фотографии Беркетта.
«В эпоху цифрового воспроизведения изображений, когда подлинные ручные приемы работы фотохудожника уходят в небытие, Кристофер Беркетт не только бережно сохраняет традиции, но и продолжает совершенствовать художественную цветную фотопечать, — отмечает Ярослав Амелин, арт-директор Галереи классической фотографии. — Что немаловажно, не только мастерство выделяет его среди фотографов, работающих в цвете, но и сюжеты, отражающие очень личный взгляд мастера на окружающий мир. Он находит свои картины в местах, совершенно общедоступных; его не часто встретишь в общепризнанных центрах пейзажной красоты, таких как национальные парки. Большая часть его шедевров сделана в лощинах дорог, среди заброшенных полей, на неприметных лесных опушках. При этом он умеет показать совершенство нашего мира в каждой детали своих фотографий и приближается к нему настолько, насколько это возможно осуществить с помощью крупноформатной камеры 8х10 дюймов и необычайно сложных техник цветной печати».
«Руки Кристофера ощущаются в каждой фазе его работы, при печати, фотографировании и на всех промежуточных стадиях. Каждый отпечаток — свидетельство бескомпромиссности и преданности своему делу, — комментирует Марк Коберт, куратор Галереи классической фотографии. — Бессчетные часы тратятся на работу с контрастными масками, настройку тональных контрастных переходов, тончайших взаимосвязей теплых и холодных цветов, выверенных ритмических интервалов в каждой отдельной области и среди всех компонентов картины. В его руках инструменты теряют свою механическую сущность и превращаются в продолжение способностей художника, точно так же, как палитра и кисти живописца не имеют самостоятельной ценности, а скорее выступают частью его руки, наилучшим образом приспосабливая ее для творчества».
Чтобы совладать с контрастом сюжета, Беркетт делает черно-белый негатив, идентичный по сюжету с цветным слайдом, и печатает их, точнейшим образом совмещая обе пленки. Варьируя контраст и плотности черно-белого контактного негатива, Беркетт добивается точнейшей настройки контраста под требования фотобумаги, создавая светящиеся отпечатки с поразительными деталями и цветом. Он также использует маски для локального управления цветом и его насыщенностью. При экспонировании отпечатка он может задействовать на разных этапах печати до семи масок. Эти и другие приемы помогают ему изменить представления о виде цветных отпечатков и придают его работам несравненную уверенность. Все это требует от Беркетта высочайшего владения технической стороной фотографии, благодаря которой ему удается добиваться абсолютной материальной точности.
Все элементы работ Кристофера Беркетта счастливо сосуществуют друг с другом, взаимодействуя свободно и спонтанно, без принуждения. Это качество свободы и отличает настоящее произведение искусства от его подобия. Плохая фотография выглядит случайно, как если бы ее краски и формы просто оказались в одном месте, без внутренней причины. Или же она может выглядеть форсированной и постановочной, как если бы фотограф навязал свою волю изображенным вещам, собрав их как детали некого законопослушного механизма. Кристофер никогда не полагается на общепринятые изобразительные правила и формулы, динамично развертывая сюжет. Именно поэтому беркеттовские изобразительные пространства выглядят свежо и уникально в каждом конкретном случае.