Осмысление пейзажа. Ярмарка «Foto Mix Fight: Битва за пейзаж»

24/10/2011

В Галерее классической фотографии, что уже полгода существует на Саввинской набережной, открылась Осенняя ярмарка авторской фотографии «Foto Mix Fight: Битва за пейзаж». В залах экспонируется около 150 пейзажных работ 27 современных российских авторов, а также снимки зарубежных классиков (Ансель Адамс, Джон Уимберли и др.). Еще более тысячи современных фотографий представлено в каталогах. Кроме того, в рамках ярмарки для фотографов, журналистов и покупателей проводятся семинары, лекции, презентации и прочие мероприятия.

В концепцию ярмарки заложены две базовые темы. Первая – осмысление пейзажа как жанра фотоискусства. Вторая – противоборство аналоговой и цифровой фотографии. Специально к этой «битве» организаторы подготовили серию слоганов, чей стиль словно позаимствован с афиши футбольного матча или боксерского поединка. Кроме того, на входе зрители могут проголосовать «за цифру» или «за пленку». В конце ярмарки будут подведены итоги этого плебисцита.

Среди задач ярмарки, заявленных организаторами, – «расширение круга людей, коммерчески интересующихся современной и классической фотографией», «формирование российского рынка фотографии», «интеграция российского рынка фотографии в общемировой», «поддержка фотографов».

Представленные в экспозиции пейзажи вполне традиционны и, в целом, не выходят за рамки канона, давно заданного классиками. Идешь по ярмарке – словно «Клуб кинопутешествий» смотришь. Пейзажи тут на разный вкус, из всех уголков земного шара. Всё исключительно красиво, на высоком техническом уровне. Профессионализм отменный. Природа потрясающая. Хочешь увидеть Доломитовые Альпы или гейзеры Исландии – вот работы Льва Грановского. Национальный парк «Каньонлендс» заснял Владимир Петров. Русскую зиму в Рязанской области показал Ярослав Амелин. Покосившиеся избушки на берегу и поросшие северным мхом камни-валуны – Сергей Шестаков (цикл «Белое море»). Почти сплошь – проверенная, надежная классика. Не скучная, но какая-то убаюкивающая. Разве что модернистский цикл Владимира Юданова «Остров» смотрится исключением.

В субботу в «битву за пейзаж» вступил искусствовед, профессор РГГУ Алексей Логинов. Он читал в Галерее лекцию «Цифровые технологии в арт-фотографии», на которую заглянул корреспондент «Артпроцесса». Вот несколько занятных, на наш взгляд, цитат из его выступления: «Современное арт-фото должно быть не только хорошо сделано, но и правильно, грамотно подано зрителю», «Прорыв цифровых технологий дал фотографам не только новые технические возможности, но и новый фотоязык», «Современное цифровое фото приводит к двум важным последствиям: 1. Возможность печатания фотографий с большим форматом высокой детализацией, это позволяет зрителям по-новому воспринимать изображение; 2. Возможность создавать виртуальный мир – красивую картинку с изображением того, чего в жизни не существует (но это присутствовало уже и в аналоговой фотографии)»; «В современной фотографии стираются привычные жанры».

Свои тезисы профессор Логинов иллюстрировал фрагментами фильмов о знаменитых зарубежных фотографах. Запомнился видеоролик о Грегори Крюдсоне, который снимает простые, как может поначалу показаться, городские виды. На самом же деле эти чрезвычайно сложные в техническом, композиционном и постановочном плане кадры делает большая команда, наподобие киносъемочной группы (многие пришли в нее именно из кино). Так, перед съемками фотограф договаривается с местной электрокомпанией, чтобы они выключили на время уличное освещение, мешающее творческому процессу. Крюдсон сам не держит в руках камеру: он руководит процессом съемок, а затем и ретуширования. Если надо, он требует подмонтировать к готовому пейзажу, скажем, пожарный гидрант – для полной гармонии. Так реализм оборачивается сюрреализмом. Полученные в результате снимки на аукционах и у арт-дилеров стоят несусветных денег, и предприятие Крюдсона процветает.

Впрочем, среди авторов работ, представленных на ярмарке, никто подобными сложными в постановке способами не пользуется.

Андрей Мирошкин