Остановись, мгновенье: в Москве открылся фотографический салон
Московский фотографический салон — самый крупный в России форум для историков и знатоков фотографии. На него собираются коллекционеры и авторы работ из Москвы и Санкт-Петербурга, своих представителей присылают некоторые зарубежные галереи — в этом году, например, приехали гости из Парижа, Брюсселя, Минска.
«Наше дело живет. Пусть мы и пытаемся из года в год реанимировать мир фотографии, но постепенно салон интегрируется в общемировой рынок», — сказал на церемонии открытия директор Галереи классической фотографии Марк Коберт.
Об уровне экспозиции говорят вошедшие в нее работы таких грандов фотоискусства, как Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн и Луис Фарер. Есть в залах галереи и снимки отечественных «старых мастеров»: Леонида Лазарева, Дмитрия Бальтерманца — самого, пожалуй, известного советского фотографа. Он снимал войну (причем сделал множество очень тяжелых кадров), детей, пионеров и, разумеется, вождей. Например, на вернисаже можно увидеть снимок Сталина, сделанный на похоронах Калинина.
«Польза от проведения салона несомненная: он привлекает внимание к фотографии как к отпечатку времени, а не просто изображениям, которые попадают в СМИ», — сказал FP Артем Логинов, в чьей коллекции и хранится уникальная работа Бальтерманца.
Но и весьма дорогие снимки, уходящие с молотка аукционных домов Christie’s и Sotheby’s за суммы порядка $25 000, посетители салона тоже смогли увидеть. Например, это произведения фотоискусства (по другому их не назовешь) нашего современника, корейского фотографа У Чжониля, работающего и живущего между Сеулом и Калифорнией. На ярмарке выставлен его самый скандальный снимок — изображение девушки, покрытое, как мозаикой, тысячью драгоценных и полудрагоценных камней. На такие портреты У Чжониль затрачивает в среднем 400 000 часов.
«В этом снимке таится глубокий смысл, — рассказала FP генеральный директор компании PhotoHelpers Инна Масленникова. — Его «гламурность» — это своеобразный протест против искусственной красоты. Не секрет, что в Южной Корее многие молодые девушки прибегают к пластическим операциям лица, подгоняя свой облик под сформированный общественным сознанием стандарт. И фотограф украшает камнями другие лица, соответствующие канонам красоты, принятым в древности».
Очень интересным получился стенд фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина — они создали документальный проект «Невидимые города», рассказывающий о российской индустриальной провинции. Небольшие населенные пункты редко попадают в объективы профессионалов-фотографов. Издалека, из мегаполисов, они сливаются в собирательный образ «города-завода». Тем любопытнее отправиться в фотопутешествие по ним, становясь свидетелями самых разных моментов быта местных жителей.
Русская душа отразилась в работах, которые выставила галерея «Феофания». Ее директор Константин Бенедиктов, который выступает и куратором Галереи классической фотографии, не очень верит в западные технологии: «Потому что западную фотографию человек не интересует. Лишь когда он входит в иное состояние — я его называю фриковостью, тогда на него зарубежное фотоискусство реагирует. Получается, что оно сфокусировано на «вывертах».
Бенедиктов говорит, что знает и любит другую фотографию. Он представил черно-белые снимки, сделанные Алексеем Мякишевым, современным русским документалистом. Его любимая тема — повседневные проблемы простых людей. Мякишев родился в Вятке, проработал во многих изданиях, включая газету «Коммерсант», но на его снимках — всегда малая родина. И чаще всего это жизнь в ее обыденных проявлениях.
У вас тоже есть возможность стать владельцем фотографий, которые можно увидеть в галерее. В выходные пройдет аукцион, цена лота на нем — от одного рубля. Ведь главная цель торгов, как утверждают их организаторы, — популяризация фотоискусства.