Заставить Интернет помнить Холокост

05/03/2016

Александр Михалкович, художественный провокатор и «террорист», работает в жанрах долгосрочных фотографических проектов, документального кино, аудиовизуальных инсталляциий и перформансов, используя элементы психодрамы и психологического анализа.

Основные темы большинства работ Михалковича – прошлое, память и их связь с современной жизнью. Это темы, непосредственным образом связаны с исследованием времени, пересечением его пластов и представленности одного временного слоя в другом.

Проект «Заставить Интернет помнить Холокост» изучает присутствие прошлого в нашем актуальном настоящем. Михалкович осуществляет акт психоанализа коллективного сознания: сталкивает теряющее память общество с воспоминаниями, которые оно предпочитает вытеснять.

Автор испытывает зрителя на прочность границ его обыденности, а также его концепию неуязвимости, сталкивая с темами смерти и потребления. «Захватывая» Интернет, Михалкович говорит нам: «Я вторгаюсь в ваш мир закатов, сэлфис, котят и инстафуда». Авторская интенция заставляет нас исследовать «темные» пятна собственного сознания, всмотреться в историю, которая лежит у нас под ногами, проеобразовать настоящее осознанием опыта прошлого.

Анна Фокс, профессор  Университета искусств в Фарнаме (Англия) назвает Михалковича «культурным снайпером», работающим со скрытой историей.

Выбранный визуальный жанр помогает автору исследовать возможности фотографического медиума:  фотография тестируется на ее жизнеспособность в современном Интернет пространстве. Интернет - тонкая поверхность, часто искаженная, возмущается тщательно спланированными интервенциями автора. Тиктонический сдвиг «культурно-геологической» поверхности латышского пейзажа и поверхности Интернета приводит к смене фотографического визуального Интренет-слоя. Пейзаж Интернета настолько меняется, что наше сознание уже не может быть другим.

В проекте «Прошлое умирает сегодня» Михалкович проецирует прошлое на настоящее. Автор монтирует различные фигуры и ситуации из прошлого и проецирует их в исторических пространствах так, что и прошлое, и настоящее исчезают. Ветхие здания становятся символом мыслимого прошлого – населенные призрачными фигурами, парящими в пространсте, переселенными из отстраненного мира.

Прошлое и настоящее, сталкиваясь, объявляются незаконными и преобразуются — автор напоминаниет нам, что нашим настоящим становится наше будущее.

По оценке Паолы Палеари (Yet magazine, Италия) проекты Михалковича имеют дело с монументальными концепциями, такими как история и политика, коллективная память и личное сознание, технологии или традиция – области, в которых так легко потерять ориентацию или не справиться с их масштабом и глубиной.

Анна Шпакова,
Москва 2016