Магический реализм Сергея Чубарова
В Галерее классической фотографии открылась выставка Сергея Чубарова «Хольга», которая продлится до 20 февраля 2022 года. В экспозицию вошло более полусотни фотоснимков: атмосферные городские и деревенские пейзажи, и просто фотографии, снятые на цветные и чёрно-белые плёнки аналоговой камерой «Хольга».
Эта дешёвая среднеформатная фотокамера выпускалась с начала 1980-х годов в Китае. Первоначально она была предназначена для небогатых и непритязательных жителей Поднебесной и Гонконга. Позже пластиковый «фотоаппарат для народа» приобрел культовый статус и получил популярность у фотографов благодаря художественному качеству фотографий. Камера с мягким фокусом и инстаграмными искажениями в стиле ретро позволяет придавать снимкам «артовую» эстетику. Многие цветные фотографии Чубарова отсылают к живописным «пейзажам настроения» французского художника XIX века Камиля Коро. Но в отличие от известного мастера, фотограф стремится получить такое изображение, которое бы отличалось графичностью и гармонией форм.
На выставке уже побывали многие профессиональные фотографы и искусствоведы. Вот, что они говорят об увиденном:
Фотограф Андрей Батаев познакомился с Сергеем Чубаровым в 2006 году, когда только «начинал снимать не только в семейный альбом». Он был восхищён пейзажами Сергея, которые тот в то время называл «картинками»:
«Я наблюдал за развитием и экспериментами фототворчества Сергея с 2006 по 2019 годы. Сергей медленно, но верно двигался от классических пейзажей и жанровых фото к тем самым «семи шагам за горизонт». За горизонт повествования и сюжетности, кои он называл «литературой», в сторону чистой картинки без названия и общепринятого «смысла». Ему здорово помогла в этом «Хольга» с её потусторонним цветом и мутным фокусом. Но и она, со слов Сергея, была всего лишь «инструментом», но не самоцелью».
По словам фотографа и друга Сергея Чубарова Антона Терещенко:
«В фотографиях Сергея можно восхищаться красотой природы или возникшей ситуации, очень тонко им прочувствованной, изящностью форм, пластикой изображения, придуманной историей или отсылом к культурному наследию. В них нет надуманности. От его работ не устаёшь, они как будто подстраиваются под зрителя и его настроение. Им веришь».
Фотограф Александр Гуров высоко оценил пейзажные фотоработы Сергея Чубарова, представленные на выставке:
«Как это ни странно, снять насыщенный жизнью пейзаж, пожалуй, сложнее, чем найти эту жизнь в любых других жанрах – фотограф будто обречён повторять созданные годами клише, и только безотчётная любовь к природе и тонкое ощущение форм и цвета могут изменить эту картину, и тогда захочется не проходить мимо, не испытывая никаких чувств, а вглядываться и жить среди красоты, которая бывает такой бесконечно разной. Сергей Чубаров запомнился мне именно, как замечательный фотограф – пейзажист».
Фотограф из США Михаил Штейнберг также считает, что пейзажная фотография относится к одному из самых сложных жанров фотоискусства:
«С одной стороны, это наиболее доступный жанр, поэтому большинство людей его и снимают. Но тем сложнее сделать действительно хорошую, интересную пейзажную фотографию, которая, с одной стороны, была бы красива, а, с другой – не скатывалась в банальность. Мне кажется, у Сергея это получалось. И это при том, что он много снимал на «Хольгу». А ведь это очень коварная камера! Очень просто попасть под обаяние её суперконтрастной, искажённой пластиковой линзой крупнозернистой картинки. Но Сергей снимал «Хольгой» так же, как он снимал бы любой другой камерой, не позволяя ей пересилить свою волю творца. Я смотрю на его работы: две собаки на снегу, кошка, островок в тумане, дети. В общем-то обычные сюжеты. Но в его фотографиях есть Je ne sais quoi –то, что трудно описать словами, и едва взглянув на них, мы сразу понимаем – это настоящее!».
Писатель и фотограф Антон Вершовский назвал одним из главных достоинств автора умение никогда не останавливаться на достигнутом:
«Наверное,
По мнению печатника Валерия Самарина, Чубаров исследует окружающий мир, используя техническое несовершенство «Хольги»:
«Основой всего у Сергея является форма, цвет и перспектива, используя которые он получает фантастические картины. С помощью резкости и цвета Чубаров выделяет основные композиционные элементы снимка: он как бы говорит зрителю – смотри сюда! Здесь основная тема визуальной симфонии!».
Фотограф, искусствовед и историк фотографии Анна Голубовская считает, что жанр, в котором работал Сергей Чубаров, можно отнести к магическому реализму:
«Это случается очень редко, когда фотограф, придумавший свой мир и населивший его героями, остаётся в состоянии творца на протяжении многих лет. Мир Сергея Чубарова – добрая сказка, которая присутствует рядом с нами, только увидеть её можно лишь под определённым углом зрения. У многих фотографов бывают попытки создать нечто подобное, но чаще всего они уходят за грань сюрреалистического или абстрактного. Сергей же просто менял цветные зонтики, как волшебный сказочник Оле-Лукойе, и «Хольга» была его хорошим помощником. Благодаря ей, он расширил наш взгляд на обычные вещи, пригласив в чудесный мир, куда хочется возвращаться снова и снова».
Продюсер и фотограф Андрей Троицкий отмечает, что лично для него работы фотохудожника несут в себе нечто, что он мог бы назвать «вторжением времени»: «Как будто один и тот же снимок принадлежит и тому времени, в котором он сделан, и другому – гораздо более раннему. При этом он считает, что «работы Чубарова можно было бы назвать фотографическим импрессионизмом».
Фотограф Лидия Жуковская выделяет снимки Сергея Чубарова «за то, что они помогают видеть мир таким, в котором хочется жить». «Люблю их за сложность, скрывающуюся за кажущейся простотой, за самобытность и творческое разнообразие: когда смотришь на них, мир вокруг как будто начинает дробиться и одновременно увеличивается, становясь бесконечным», – говорит она.
Фотограф Наталья Пустынникова рассказывает о своём друге и коллеге так:
«Интернет-клубы в начале 2000-х были местом оживлённым, даже буйным. И в этом бурном многоголосье у Сергея был свой голос и, что ещё важнее, – интонация, звучавшая искренне, негромко, но всегда – верно. Его работы всегда были интонационно точны и доверительно обращены к каждому человеку. Что бы он ни снимал – людей, пейзажи, предметы – всё говорит со зрителем, включая его в диалог. Мне кажется, это главное, к чему стоит стремиться в фотографии».
|