Экспозиция фотографий Сергея Чиликова в рамках выставки «ФотоТоп» (16+)
Масштабная экспозиция Сергея Чиликова продолжит свою работу в рамках выставки современной фотографии «ФотоТоп» до 19 сентября.
На выставке «ФотоТоп» в Галерее Классической Фотографии продолжает свою работу экспозиция избранных произведений Сергея Чиликова — одного из самых ярких лидеров новой фотографии, появившейся в СССР в 1970-е годы. В неё вошло 50 снимков, в том числе — серия из русской глубинки, принёсшая фотографу мировую известность.
Сергей Чиликов умер 21 июня 2020 года, не дожив пяти дней до своего 67-летия. Чиликов был по образованию философом, кандидатом наук, преподавал в институте, а с начала 1990-х стал профессиональным фотографом. На его работы обратили внимание в начале 2000-х благодаря выставкам Московской фотобиеннале и многочисленным зарубежным показам. В прославивших Чиликова сериях, сделанных в деревнях, на пляжах, в квартирах и домах, изобилующих эротическими и абсурдистскими мизансценами, опознаются приметы времени. При этом их автор не стремился документировать действительность: его герои разыгрывали перед камерой заранее продуманные мизансцены и в этой игре вдруг неожиданно раскрывали себя настоящих. «Чиликов был блестящим, очень одаренным режиссёром, — говорит о нём куратор выставочных проектов Евгений Березнер. — У него было чувство фотографической пластики, его снимки — своего рода пантомима, миманс, театр человеческих инстинктов, страстей, погруженных в некий социум».
Сам Чиликов характеризовал свои работы не иначе как «бесконечное восхищение беспредельной жизненной непосредственностью». Он воспевал простого русского человека в его естественной среде, ничего не приукрашивая и не добавляя. Фотограф мог найти своих моделей на просёлочной дороге, в городском парке, возле деревенской дискотеки и даже на собственном огороде. «Чиликов не заигрывал с реальностью, но провоцировал ее. То, что было ночным кошмаром фотографов документальной школы: человек с камерой одним присутствием меняет реальность, вызывает, как камень, брошенный в воду, круги обратной реакции в отношении себя, отчего снятое им оказывается «испорченной» или неподлинной фиксацией живой жизни, — Чиликов превратил в метод, позволяющий провокацией своим присутствием вскрывать внешний спокойный слой реальности, вторгаться в него так глубоко, чтобы архетип, скрытый под обыденностью, проявил себя. Ничего подобного «постановочным фотографиям (как называли их многие критики) Чиликова, в русской фотографии до него сделано не было», — писала о нём историк фотографии Ирина Чмырёва.
Проблема восприятия творчества Чиликова заключается в том, что он не поддается редукции до существующих канонов: его работы ведут напряженный диалог и противоречат друг другу. В случае Чиликова мы имеем насыщенный, даже перенасыщенный изобразительный язык, требующий не упрощения до известных контекстов, но осмысления «с нуля». Западные аналоги Чиликова — Джефф Уолл и Филипп-Лорка ДиКорсиа – визуально мало что имеют общего с Чиликовым, но они тоже выражают концентрированные эмоции и тревогу через тщательно сконструированную банальность и «незначимость». При этом про окружающую реальность они говорят больше, чем самая отчаянная репортерская правда.
Сергей Чиликов многократно участвовал в московских «Фотобиеннале», биеннале «Мода и стиль в фотографии», фестивале «Международные фотографические встречи в Арле» (2002), «Международном месяце фотографии» в Риме, художественной программе Photo London и др. Он также участвовал в коллективных выставках в Европейском доме фотографии и других европейских музеях. Работы Сергея Чиликова находятся в собраниях МАММ/МДФ, а также в частных российских и зарубежных коллекциях.
Представляя 50 цветных и чёрно-белых работ из наиболее знаковых циклов Сергея Чиликова, мы предлагаем новое, комплексное прочтение творчества автора.
Возрастное ограничение 16+.
Ср — Вс, 12:00 — 21:00 |