Форпост Русской Фотографии
Музей Органической Культуры совместно с Галереей классической фотографии проводит выставку "ФОРПОСТ РУССКОЙ ФОТОГРАФИИ".
«На кону, в игре, en jeu - место реальности, вопрос ее степени. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что фотография возникла в качестве технологического посредника в индустриальную эру, когда реальность начала исчезать <…>. Реальность сумела мутировать в образ» (Жан Бодрийяр).
Эта замена реальности образом – одна из важных особенностей арт-фотографии, особенно в России, затем в Советском Союзе, а потом – снова в России. По сути, она сыграла злую шутку с развитием этого искусства в нашей стране – на протяжении почти 60-ти лет (с 1930-х по 1990-е) фотография с ее заменой реальности образом вообще не была признаваема как искусство. Как идеологический инструмент манипулирования? Да. Как констатация того, что в стране стало жить лучше, стало жить веселее? Безусловно. «Советский репортаж» был самым документальным, самым объективным. Но о творчестве речь здесь и не шла. Во главу угла ставилось «четкое представление социальной цели и «идеи» снимка». Фотография перешла в ранг политики. Точкой отсчета (причем обратного отсчета), после которой о художественной фотографии предпочитали не вспоминать, стала выставка «Мастера советской фотографии» в 1935 году. Там помпезно, правда, немного пожурив, премировали работы А.Гринберга – но вскоре он был осужден на пять лет. Посадили и Василия Улитина. Некоторые фотографы эмигрировали. Их имена были забыты на долгое время.
Конечно, это была общая ситуация, связанная с культурой и искусством в СССР. Партия и правительство активно интересовались этой сферой деятельности, и в фокус их цензурных интересов попадали музыка, живопись, и уж конечно, литература и театр. Но ни в одном из этих искусств не было НАСТОЛЬКО поставлено под сомнение право художника на творческую субъективную природу, на право мастера по-своему видеть и запечатлевать мир.
Несмотря на это, художественная фотография в СССР была, она развивалась не только в магистральном – разрешенном властями – русле. Пусть и оттесненная на периферию, не замечаемая теоретиками и критиками, преследуемая властями, художественная фотография жила по своим законам, отрабатывала свою программу развития, сохраняла свой генный код – и свое право преображать реальность в художественный образ.
ЦЕЛЬ ЭТОЙ ВЫСТАВКИ – показать историю развития русской фотографии, которая – на первый взгляд – выглядит дискретной, прерывистой, когда одно явление как будто не связано с другим, а история кажется оторванной от современной фотографии. Но это только на первый взгляд. Даже в самые тяжелые годы традиции художественной фотографии - что называется из рук в руки – сохранялись и передавались. Несмотря на то, что выставка 1935-го поставила – казалось бы - все точки над i, когда о тех самых «мастерах советской фотографии», которыми восторгались и в России, и на Западе, основательно забыли, в СССР в начале 1960-х стали появляться фотоклубы. Их было несколько десятков – если не сотен – в разных городах и республиках. В работе фотоклубов участвовали не профессионалы, а любители. И это позволило уйти от многих – обязательных для профессионалов - шаблонов советского фотографического соцреализма. Но в гораздо большей степени этому способствовали отцы-основатели клубов – например, А. Хлебников, Г. Сошальский, организовавшие самый популярный советский фотоклуб «Новатор». Туда же вошел и осужденный в 30-е В. Улитин. Общаясь с такими мэтрами, молодежь на практике постигала практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка.
Не замер пульс жизни арт-фотографии и в тяжелые для страны 90-е, когда с компенсированными за годы опущенного железного занавеса объемом и мощью в страну хлынули ценности Запада, оказавшиеся не всегда ценными.
Увидеть биение этого пульса – мощного в конце 19-го – начале 20-го веков, почти замершего в середине 20-го века, и учащенно-прерывистого в конце 90-х и в наше время, - увидеть и проследить генный код русской фотографии, показать работы тех, кто всегда был на переднем крае русской художественной фотографии - в этом и состоит задача выставки «Форпост русской фотографии».
На выставке представлены более 300 работ фотографов : В. Сокорнова, В.Улитина, А.Хлебникова, Г.Сошальского, Ю.Роста, И.Пальмина, Г.Колосова, Г.Лукьяновой, А. Китаева, Л.Таболиной, С.Чабуткина, А.Слюсарева, Э.Ниязова, А.Викторова, В.Буйвид, М. Голосовского, А.Чежина, В.Самарина, А.Васильева, А.Фурсова, М.Дашевского, А.Войтенко, И. Стин и А.Фирсова, C.Леонтьева.
К открытию выставки выпущены два фотоальбома – «Форпост» и «Форпост-2», в которых представлены работы участников выставки.
Сайт музея: www.museumart.ru
Фотография: Александр Китаев. Балерина Ирма Ниорадзе – «Лебедь». Из серии «Балет». 1997
20-22, 26 апреля — 2 мая, 5-9, 12-13, 15-20 мая, 12:00 — 21:00 | Билет: 250 Р/150 Р