«Искусство стали» Артёма Василькова
В древнегреческой мифологии Гефест, хромой, но энергичный бог-кузнец, был известен не только как создатель доспехов величайшего из героев Ахиллеса и знаменитого ящика Пандоры. Он также изготовил крылатые сандалии бога хитрости Гермеса и небесную колесницу бога-солнца Гелиоса. Согласно Гомеру, одним из главных умений Гефеста было наделять неживые предметы движением, к примеру, создавать из металла слуг-помощников. Наряду с богиней мудрости Афиной, Гефест наделял мастерством ремесленников, а также обеспечивал исполнение смелых замыслов художников. Таким образом, он определял границу между идеей и её воплощением, между мечтой и её достижением, между фантазией и действительностью.
Противопоставление царства природы и амбиций человечества, которое олицетворял Гефест, во все времена являлось движущей силой технологического и культурного прогресса. Несмотря на то, что первые орудия труда, которые возвысили человека над животными, были сделаны из камня, именно покорение металлов сформировало облик современной цивилизации. То, чего нельзя было достигнуть усилиями собственного тела, человек, следуя по пути Гефеста, добивался посредством своей смекалки, изобретая всё новые причудливые механизмы, многие из которых выполняли функции более совершенных конечностей и органов чувств. Применение меди, бронзы, железа и, наконец, стали к концу XIX – началу XX вв. поставило вопрос о размывании границы между мирами неживой природы и органики, когда машина всё чаще становилась неотъемлемой частью образа жизни человека. Как и ящик Пандоры, будучи однажды открытым, это слияние становилось необратимым, так как общество уже не могло существовать без современных устройств связи, средств перемещения или же высокотехнологичных инструментов научного исследования. Сама действительность претерпела изменения, будь то под влиянием индустриальных процессов преобразования окружающей среды или же с точки зрения формирования новых представлений о ней человеком, который научился быстро перемещаться в пространстве, заглядывать в мир сверхбольших и сверхмалых тел, а также фиксировать и анализировать разные невидимые явления и субстанции.
Проект Артёма Василькова Art of Steel исследует средствами художественной фотографии и скульптуры феномен стали, как материала, наделённого собственной культурной памятью и символическим значением. Среди артефактов индустриальной эпохи, которые служат для художника объектами творческой рефлексии, можно отметить множество изделий тяжёлой индустрии, будь то компактные рабочие инструменты, или же захватывающие воображение элементы гигинтских машин. Особое место в проекте занимают работы, связанные с визуальным осмыслением промышленной эстетики локомотивов как символов высокотехнологичного движения. В композиционном отношении Васильков обыгрывает не только геометрию форм и орнаментов, которые отражают культурно-историческое содержание колеса, рычага или пружины. В не меньшей степени автор подчёркивает органические ритмы и рукотворную гибкость машин, которые, будучи спроектированными на основе сухих математических вычислений, изготавливались живыми людьми и становились по-своему уникальными. Не случайно своё представление об увиденных объектах Васильков отражает средствами фотографии, которая также является важнейшим двигателем искусства промышленной эры.
Эмоциональная ностальгия по этому уходящему времени индустриальной эпохи, которая всё чаще вытесняется современной культурой пластика и электроники, отражается автором в использовании монохромных изображений, а также в применении ручной электрической сварки как твореческого средства создания пластических композиций. В целом проект Art of Steel отражает современные чувства уважения, интереса к истории и искусству XIX и XX вв., которые нашли выражение как в активных научных исследованиях, так и в развитии популярного художественного жанра и субкультур, таких, как стипанк. Ведь современная массовая культура (в рамках которой успеха добились такие ленты, как Wild Wild West, Real Steel или же Mortal Engines) отражает более глубокие проблемы воспоминаний об эпохе, когда «строили на века» и «на славу», и которая всё чаще вытесняется нормой формального гарантированного обслуживания и цифровой нематериальности. Таким образом, Art of Steel Василькова задаёт вопрос о том, что останется последующим поколениям от современной культуры постиндустриальной цивилизации, и смогут ли эти произведения пережить время также, как это уже смогли объекты времён индустриальной революции. Будет ли всё это забыто или же, напротив, войдёт в золотой фонд наследия эпохи Гефеста?
Артём Логинов, историк и коллекционер фотографии
Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: Взрослый — 300 рублей, студенческий — 200 рублей, льготный — 150 рублей.