ПРИСУТСТВИЕ ВРЕМЕНИ. Николай Борисов
Выставка черно-белых пикториальных пейзажей Севера России и Белоруссии
Что остается, когда вы покидаете место? Образ, сформированный вашей памятью и вашими мечтами. В этом образе больше ощущения, чем деталей; больше неосязаемого присутствия, чем четких линий и форм. Такой же подход у пикториальной фотографии - не делать акценты на мелочи, оставив только самую суть сюжета. Предельно упростить композицию, исключив незначимое. Фотографии Николая Борисова доносят до нас именно образ места, связанный с нашей памятью. И дело не в ручной технике печати, мягкорисующей оптике и использовании растров. Автор смог сделать в фотографии самое главное - создать большее, чем просто отпечаток, добавив то самое незримое ощущение.
Районы Севера России, начиная с середины XX века испытывали постоянный упадок. Сначала возрастающие урбанизация и механизация труда, снижение заготовки леса и других ресурсов привели к резкому сокращению сельского населения. Затем экономический кризис 90-х и естественное старение людей завершили процесс вымирания деревень. Для достаточно удаленных и климатически сложных районов Севера России это было объективным и давно развивающимся явлением. Многие оставшиеся бесхозными памятники деревянной архитектуры были утрачены, а сохранившиеся - нуждаются в поддержании и охране. Очевидно, что мы сейчас находимся на границе исчезновения огромного пласта культуры Севера России, связанного с окончательным уходом от жизни "на земле".
Похожие процессы происходят во всех труднодоступных местах. Частично они коснулись и Белоруссии, особенно в лесных низинных и пойменных районах. Исчезающие деревни, остатки старых усадеб, проселочные дороги - все это возвращается природой в первозданное состояние. В этих местах время течет размеренно, оно присутствует четвертым измерением, метрично отсчитывая сезоны года. Небольшие деревянные домики, последние стога сена и разваливающиеся изгороди среди величественных дубов и плотной переросшей травы - вы больше этого никогда не увидите.
В фотографиях Николая Борисова время становится практически материальным - осязаемым на ощупь, физически откладывающимся в нашей памяти.
Ярослав Амелин, директор Галереи классической фотографии
Борисов Николай Алексеевич
Родился 06 августа 1955 г. в Москве. Российский фотограф, специализирующийся на черно-белом пейзаже. Является последователем русской пикториальной школы фотографии. Известен печатью работ с применением индивидуальных ручных техник: оптическая печать через растры, тонирование. При съемке использует, в основном, монокли, перископы, другую мягкорисующую оптику. Путешествует на автомобиле во все сезоны года, часто в труднодоступных районах Севера Европейской части России и Белоруссии.
Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: полный - 300 руб, студенты - 200, льготный - 150 руб