ВЕРОЛОМСТВО ОБРАЗОВ Корейская современная фотография в Москве /18+

29/05/2015 — 13/09/2015

18+



The Treachery of Images

Korean contemporary photography in Moscow

 

Арт-Директор: Андрей МАРТЫНОВ/ Art Director: MARTYNOV Andrey 

Куратор/Curator: Ким Ён Хо / KIM Youngho

Фотографы / Artists:
Чан Чжи А / CHANG Jia
Чхон Гён У / CHUN Kyungwoo
Хан Сон Пхиля / HAN Sungpil
Чо Ин Чжина / JO Injeung
Ким Чжун Ман / KIM Jungman
Ким Су Гана / KIM Sookang
Ли Мён Хо / LEE Myungho
Миун / Mioon
Но Сун Тхэка / NOH Suntak
Ю Хён Ми / YOO Hyunmi

Ким Ён Хо

Профессор Университета Чун-Ан,

художественный критик

Фотографию называют хранилищем реальности. Данное словосочетание возникло в результате идентичного восприятия фотоизображения и объекта фотосъемки. Существует большое разнообразие примеров, когда фотография и реальный объект отождествляются. Одним из них является эпизод, когда некий исследователь показал аборигенам фотографию буйвола, в ответ на что те возмутились, полагая, что у них отобрали их продовольствие. Многие носят с собой фотографии семьи и любимых, так как считают, что фотография не отличается от реального объекта. Но различие существует. Оно заключается в том, что фотография представляет собой лишь изображение-имитацию, воспроизводящую внешний вид реального объекта. Подобное восприятие исходит из прогрессивного отношения некоторых художников к изображению, рассматриваемому ими в качестве одной из реальностей. Отправной точкой для этого послужил новый подход в толковании предмета – трубки, изображенной на картине Рене Магритта под названием «Вероломство образов».

В современной фотографии интерес проявляется к связи между воспроизведением реальности и выражением идеи. Это свидетельствует о значительном числе художников, работающих в настоящее время на грани реальности и нереальности. Обращается внимание на столкновение, возникающее между реальным предметом и его иллюзией. Фотография отражает реальность. Но это – аллегория отсутствия, так как современная фотография нацелена на реальность другого измерения, а именно – на креативную реальность. Современные художники задают вопрос: «Если фотография – это реальность, то какое значение имеет данная реальность? Если фотография – вымышленная реальность, то какое ее значение?» Работы 10 корейских фотографов, представленных на данной выставке в Москве, обращают внимание посетителей на границу между реальностью и нереальностью, таким образом расширяя диапазон значений.

На фотографиях Ли Мён Хо ⑦ изображены дикорастущие деревья, за которыми установлен большой экран. Работы автора, в которых между реально существующим объектом и фотоизображением установлены запутанные связи, предлагают посетителям испытать уникальный опыт. Автор задается вопросом о функциях обрамления, сыгравшего центральную роль в фотографическом акте, где сначала обрамляется пространство за деревом, а затем – снятое изображение. Работы Ли Мён Хо позволяют посетителям осознать то, что существование объектов может быть усилено за счет фотографического акта и доминирующего над ним взгляда.

В основе фотографий Ю Хён Ми ⑩ лежит техника «mise en scene», которая объединяет в себе скульптуру, живопись и изображение. Сначала автор размещает в помещении такие элементы мебели, как стул и стол, затем кистью наносит на поверхность предметов краску, придающую изображению колорит. После завершения предварительных работ автор снимает фотографию с подходящего ракурса и определяет месторасположение рамки, после чего распечатывает фотографию. По специальности Ю Хён Ми – скульптор. При этом в своих работах автор использует фотографию, живопись, фильм, повествование. Подобный подход позволяет познакомиться с индивидуальным образом мышления автора в отношении существования, которое граничит между реальностью и вымыслом.

В основе фотографий Ким Су Гана ⑥ лежит вопрос о создании изображения и способе его существования. Разнообразные предметы запечатлеваются на аналоговую фотокамеру, на негативной фотопленке создаются их негативные изображения, которые проецируются на бумагу, покрытую светочувствительным раствором. Такой повторяющийся процесс – это очень тонкий процесс, требующий мастерства. Завершенная работа отличается своеобразием монотипии и ценится за конвергенцию в ней живописи, гравюры и традиционного фотопроцесса. Фотоизображение подобно тонко написанной картине демонстрирует уникальные свойства материалов.

Работы Чо Ин Чжина ④ созданы на основе приемов традиционной пленочной фотографии. Дрожащие от ветра листья и ветви деревьев на фоне неба – новые  элементы, появившиеся благодаря фотографическому акту автора. В работах отражен уважительный взгляд на явления природы и жизни. Это искренний взгляд автора, выраженный через созерцание пейзажа и четырехугольное обрамление. Черно-белые изображения природы, созданные за счет детальной ручной регулировки диафрагмы и расстояния, иногда напоминают монохроматическую живопись тушью, а иногда – лирическое стихотворение.

Образ женщины, характерный для картин Син Юн Бока, чиновника и художника бытового жанра эпохи династии Чосон, фотограф Ким Чжун Ман воссоздал в своей студии и запечатлел на своих работах ⑤. Автор-режиссер полностью проявил свой талант, изобразив простоту материнства за счет обнажения груди из-под чогори[1] и одновременно подчеркнув эротизм женщины. Изображения кисэн[2] и модели пересекаются, что позволяет одновременно распознать в работе облик женщины династии Чосон и современной женщины. На пересечении двух эпох и двух источников вдохновения фотоизображение дополняется новыми элементами.

Фотографии Но Сун Тхэка «Красный дом (Red House)» ⑨ и «Дорога патриота (Paths of Patriot)» демонстирируют массовые игры в КНДР и политические собрания в Республике Корея. Автор знакомит с обществом КНДР через изображения массовых игр, но мир, о котором автор действительно хочет рассказать, – это реалии общества Республики Корея. Однако, Сун Тхэк не колеблется в высказываниях о государственной власти и методах управления КНДР и Республики Корея, отношения между которыми называют «враждебным сосуществованием». Автор показывает контрастные изображения масс и, кроме того, на основе аллегорий со всей строгостью указывает на фотографиях на существующий разрыв между тем, что показывается, и тем, что подразумевается.

Фотографии Чхон Гён У ② необычны тем, что изображение на них создается за счет длительной выдержки. Открытый глаз камеры поглощает находящиеся перед ним изображения людей и создает расплывчатое и нечеткое изображение. Задача автора – задать вопрос о современной функции фотографии, которая заключается в «фиксации решающего момента». Так автор стремится осознать образ существующих объектов в рамках открытого времени. Авторский подход похож на попытку продлить время. Время общения, при котором плечи соприкасаются, время размышлений о себе и других людях, а также результат, содержащий в себе память о времени.

На работах авторского  коллектива Миун ⑧ тонко запечатлен образ человека, смотрящего на экран телевизора. Сильный свет, освещающий лицо, придает драматичность выражению лица человека, поглощенного событиями на экране. Максимизация техники фото-медиа и свойств материалов сближает данный подход с методами, присущими минимализму. Но истинные намерения автора совершенно другие – передать ощущения об измененном способе общения между современными людьми. На фотографиях представлены портреты современных людей в повседневной жизни, поглощенных средствами массовой информации и интернетом.

Съемки серии работ Хан Сон Пхиля в рамках проекта «FACADE» ③ начались в 2004 году. Они проводились не только в разных городах Европы, но и в различных регионах Кореи. Работы содержат изображения на пылезащитных экранах, которые установлены перед реконструируемыми сооружениями. Автор обращает внимание на визуальную путаницу между реальным объектом и виртуальным изображением на фотографии, таким образом завязывая увлекательный дискуссию о «воспроизведении» и «памяти». Одним из эстетических принципов, позволяющим толковать работы Хан Сон Пхиля, является точка зрения Роланда Барта о том, что «фотография – это всего лишь след чего-то существовавшего».

Диптих с изображением мужчины на коленях женщины Чан Чжи А ① представляет собой работу с религиозным подтекстом – пародию на Пьету. С другой стороны, в работе отчетливо проявляется понятие биологического пола и стремление к вероломству в отношении истории. Фоторабота автора, совмещающая ощущение приятного и неприятного, красивого и безобразного, открывает мир разнообразных аллегорий. Работа Чан Чжи А является провокационной. Но мир вероломства и провокаций, проявляющийся через изображение страстного желания, является устойчивым, так как дает повод для размышлений о системе и обычаях, угнетающих современного человека.

Май 2015 года

[1] Блузка или жакет, основной элемент ханбока (корейского национального наряда).

[2] Женщина в старой Корее, прислуживавшая мужчинам на пирах и развлекавшая их

Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: полный - 300 руб, студенты - 200, льготный - 150 руб