Взгляд Орландо. Анна Студеникова
Серия фотографий «Взгляд Орландо» - история о вечных ценностях, познании мира и месте человека в нем. Черно-белые портреты выполнены в классической технике ручной печати. Знаменитый роман Вирджинии Вульф «Орландо» и одноименная культовая картина 90-х, послужили вдохновением для автора, Анны Студениковой и обрели новое звучание, новую художественную интерпретацию в фотографии. По замыслу Вирджинии Вульф, телесная трансформация символизирует перемены в сознании, в мировосприятии, переживаемые героем в разные этапы жизни, от ранней юности до зрелости, символизирует бесценный чувственный опыт.
Фотопроект «Взгляд Орландо» состоит из трёх частей. Первая часть – «Орландо», появилась на свет в 2000 году и начиналась с десяти портретов юных андрогинных девушек. Она была посвящена образу актрисы Тильды Суинтон, блистательно сыгравшей главную роль в фильме Салли Поттер «Орландо».
Сейчас представлены две новые части проекта, созданные в 2013-2014 году. В этих главах автор не изменяет прямолинейному ракурсу и жизни монохромной плёнки, но добавляет средние планы и меняет световой рисунок. Появилось много новых лиц разного возраста, разного пола, но, по-прежнему, они «одеты в одно и тоже платье».
Вторая часть посвящена друзьям, встрече мужчины и женщины. Объединив портреты парами, автор продолжает путешествие по строчкам романа и обращается к зрителю с вопросом, в основу которого легла цитата из книги:
"У мужчины рука вольна, вот-вот схватит кинжал, у женщины руки заняты – удерживают спадающие с плеч шелка. Мужчина открыто смотрит в лицо миру, будто созданному по его потребностям и вкусу. Женщина поглядывает на мир украдкой, искоса, чуть ли не с подозрением. Но носи они одно и тоже платье, кто знает, может, и взор был бы у них неразличим?"
В. Вульф
Мужское и женское, взрослое и детское перетекают друг в друга в неконфликтном диалоге.
В конце романа Орландо становится матерью, поэтому третья часть посвящена детям. В детском взгляде читается опыт бессознательного знания, опыт унаследованный от родителей. Опыт, который дети начнут исследовать позднее, автор планирует показать в следующей серии, спустя время.
Все фотографии сняты на среднеформатную плёночную камеру и отпечатаны вручную. Традиционная чёрно-белая печать выполнена на новейших английских материалах. Гарантированная сохранность оригинальных бромсеребяных баритовых фотографий более 200 лет.
Дополняет выставку видеоряд, смонтированный из ста фотографий. Ритмичное чередование женских и мужских глаз – это история утраченных иллюзий и новых, пока несбывшихся надежд.
«Мы все приходим в этот мир нагими. Мы открываем глаза, уже умея плакать и улыбаться. Пройдя путь, где время - мгновение, мы засыпаем, оставив после себя портреты, которые будут жить вечно, долгие столетия, как Орландо… Вот чем прекрасно фотоискусство».
Об авторе
Анна Студеникова родилась в Ленинграде. В 1997 г. закончила кафедру кино-фото искусства СПбГУКИ. По специальности режиссёр кино. Сняла пять игровых короткометражных фильмов. В 2000 г. основала студию Аппликация, которая успешно существует и по нынешний день, реализуя различные проекты в области фотографии и кино. Работала с глянцевыми изданиями: Voque, Elle, Officiel, Review, Афиша и многими другими.
Персональные выставки в СПб:
2001 Дом кино - галерея Фундус
2004 Галерея НоМИ
2007 Гостиная искусств – Палкинъ
2009 Лофт-проект Этажи
2014 Лофт Ризорди
Любимый жанр – чёрно-белый портрет.
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: полный - 300 руб, студенты - 200, льготный - 150 руб