ЗЕМЛЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Анна Данилочкина
Фотографии: Соловецкие острова
Время: 2001-2008
Куратор: Георгий Колосов
Печать: Валерий Самарин
Фотограф: Анна Данилочкина
«Впервые на Соловецкие острова мне довелось попасть в 2001 году, после нескольких лет стремления, с багажом прочитанного и услышанного об этом месте, вписавшем не одну главу в русскую историю, последняя из которых – Соловецкий лагерь особого назначения – зловеще, но триумфально завершает гигантский исторический круг и определяет, пожалуй, более всего остального отношение к острову сегодня. При полном штиле, под шум винтов катера, архипелаг – символ молитвы и труда, мученической смерти и духовного бессмертия – безмолвно всплывал из белой северной ночи перед притихшими путешественниками, встречающими его каменные стены и башни в торжественном, трепетном и отчасти подавленном молчании, словно мы приближались к чему-то заветному, желанному, но страшному своей беспристрастностью и сопричастностью вечности, и еще не знали, примет нас оно или отвергнет.
Невозможно на Соловки смотреть иначе, нежели сквозь созерцательные очки, выводящие из материального пространства в мир духовный. Если подходить к острову с обычными мерками – ничего не поймешь про него. Уедешь с незабываемыми туристическими впечатлениями и памятью о загадочных лабиринтах, двухметровых валунах, голубых озерах, селедке и белухах, о величественных морских пейзажах, но этого мало. Это есть и в других местах планеты, еще более красивых, но у Соловков иное назначение. Ни в каком другом месте не кричат безгласные камни. Нигде больше не разговаривает штилевое море, и нигде не поют в безветренный день деревья. Задача путешественника – не заглушить эту немую речь, услышать в этой тишине повесть: страшную, но заманчиво-восхитительную, пугающую, но жизнеутверждающую, послание о том, что человек – ничто, но силой духа может всё: переплыть бурное море, построить невиданные стены, умножить число рыб в озерах, улучшить свойства воды, может быть трудолюбивым и благодарным, и созидать. А еще - всё самое мерзкое, гадкое и жестокое может совершить человек, чтобы потерять право называться творением по образу и подобию. Но - человек же может и вынести всё это, вытерпеть и победить. Всё победить, даже смерть – если будет помнить о ней, если будет думать о вечности».
А. Данилочкина проживает в г. Москве, филолог, юрист. Творческой фотографией занимается с 2000 года. Участвовала в коллективных выставках:
- ПроСТОфото, Москва, Галерея на Тверской, 2005
- Молодые фотографы России, Нижний Новгород, Русский музей фотографии, 2005
- Серебряная камера, Москва, Манеж, 2006
- Школа Лапина, Москва, Винзавод, 2009
- Моя любимая провинция, Российский центр науки и культуры, Братислава, Словацкая Республика, 2009
Победитель и номинант международного конкурса TheSpiderAwards, член Союза Фотохудожников России.
Выставка была подготовлена и показана впервые в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде в ноябре 2012 года. Предисловие Георгия Колосова, куратора выставки, к открытию, состоявшемуся 7 ноября:
Соловецкое молчание Анны
Возможно, сакральная напряженность самой земли определила Соловкам стать зеркальной иконой беспросветной российской истории. И, если ее духовный символ – монастырь в тюрьме, то символ соловецкой истории – тюрьма в монастыре. А символ самого символа – глухие темницы в подклетах Успенского собора, столетия Божественной литургии – над головами умирающих жертв произвола... Стоит ли удивляться, что после такого «торжества Православия» именно отсюда по всей стране расползлись метастазы ГУЛАГа?
Правда, один бывший соловецкий игумен явил-таки образец христианского отношения к беззаконной власти. Гений ренессансного масштаба – подвижник, строитель, изобретатель, эколог – митрополит Филипп заплатил жизнью за обличение осатанелого помазанника. Прецедент XVI века, увы, остался без последствий. Как и другой, уже века XX: масштаб национальной катастрофы. Похоже, и он никого не вразумил: её причины безбожная страна продолжает искать во внешних заговорах.
Определенно, нужно быть избранным народом, чтобы музей Холокоста назвать «Рука Бога» («Яд ва-Шем»). Основа его гениальной экспозиции – исторические фотодокументы: как оказалось, геноцид евреев нацисты не сильно прятали... Геноцид собственного народа коммунисты, однако, не снимали. Дерзкий вопрос: ради его преодоления что может художник с фотокамерой сегодня?
Начало преодоления – покаяние, начало покаяния – память. Начало памяти – слух, начало слуха – молчание. Если режиссер должен умереть в актере, фотограф должен умереть в натуре. Благоговейно умолкает автор и – величайший парадокс: фотография выходит из-под власти времени. Снимки сами начинают «вспоминать». А с ними – и зритель.
Анна Данилочкина знала Соловки прежде, чем их увидела. Поэтому и её «Земля особого назначения» – вне времени. Нет признаков орущего «века сего», и – дополнительный парадокс: разные съёмочные техники этому дружно помогают. Два штриха. «Резкий» Крестный ход – как старый документ, а (в другом зале) снятый моноклем – как небесный образ из чьей-то памяти. ...В серии, которую для себя я называю «Хроники» – чётко – виды столетней давности: дома, коровы, пристань... откуда автобус на улице?!
...Туманы, камни, деревья, лица, волны – всюду признак тайны как Промысла... Впрочем, не увидишь – не поверишь. И пафосные оценки – не к теме.... Актуальна ли тема?
Отдадим слово календарю: у Бога не вовремя не бывает. Выставка «Земля особого назначения» открывается... Поистине «имеющий уши слышать – да слышит!»
Георгий Колосов
Октябрь-ноябрь 2012 г.
Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: 300 руб, студенты - 200, льготный - 150 руб